Сценарий
часа атамана «Освобождение станицы Тбилисской и Тбилисского района от немецко – фашистских захватчиков»
Педагог – организатор МБОУ «ЦДОД «Казачок» Тбилисского района, Краснодарского края Гурина Валентина Николаевна.
Цель: военно – патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Оснащение: мультимедийная установка, флаги России и Кубани, выставка тематических плакатов.
Построение казачьих классов.
Атаман школы: Школа! Внимание! К исполнению гимнов России и Кубани стоять смирно!
( исполняются гимны)
Атаман школы: Школа! Внимание!
Атаманам классов сдать рапорт.
Атаман класса: - Класс! Равняйсь! Смирно! (подходит к атаману школы)
- Атаман школы! Класс казачьей направленности___________ на час атамана в количестве _________ человек построен. Атаман класса ________________________________.
Атаман школы: - Вольно!
Атаман класс: - (подходит к классу) Вольно!
Атаман школы: - Школа! Смирно!
(обращаясь к атаману хуторского казачьего общества)
- Господин Атаман! Классы казачьей направленности на час атамана, посвященный дню освобождения станицы Тбилисской от немецко - фашистских захватчиков построены. Атаман школы__________
(атаман хуторского казачьего общества приветствует казачат)
- Здравствуйте казачата!
Школа: - Здравие желаю, господин Атаман.
Педагог - организатор: Час атамана, посвященный дню освобождения станицы Тбилисской от немецко - фашистских захватчиков считать открытым.
На часе атамана присутствуют гости: __________________________________
1 воспитанник:
Должны ли мы забыть войну,
Забыть бои, забыть победы,
Забыть атаку и пальбу,
Пожары, голод, страх и беды.
Предать забвенью имена
Погибших рядовых героев.
Нет! Память – бесконечный свет
И озаряются его лучами
События наших прошлых лет
И труд, и радость, и печали.
2 воспитанник: Над Кубанью-рекой
Там, где берег крутой,
Есть станица такая одна:
И цветеньем садов,
И улыбкой домов
Всех приветливо встретит она.
И куда б ни вели
Все дороги земли
В моем сердце станица всегда
И родные края,
И Россия моя
Не любить мне вас просто нельзя.
Ведущий 1: 29 января 1943 года была освобождена станица Тбилисская от фашистских захватчиков.
Оккупация Тбилисского района немецко - фашистскими захватчиками продолжалась с 8 августа 1942 года по 29 января 1943 года.
1200 жителей Тбилисского района ушли на фронт добровольцами в составе 36-го гвардейского кавалерийского полка, сформированного гвардии майором И.С. Пистиным.
Погибли на фронтах Великой Отечественной войны, пропали без вести и не вернулись в свои семьи 2812 наших земляков. Среди них три Героя Советского Союза: Якубин Иван Максимович, Баранов Петр Григорьевич, Волков Евдоким Денисович, в его честь, его именем названа наша школу.
Ведущий 2: Освобождалась Тбилисская частями Краснознаменной, орденов А.В. Суворова и Б. Хмельницкого 389-ой стрелковой дивизией 1279-го стрелкового полка из состава 37-ой Армии. Командиром полка был уроженец станицы Васюринской Краснодарского края Иван Григорьевич Белый. Важную роль в освобождении Тбилисского района сыграла и 295-ая дивизия под командованием генерал-майора Филатова Александра Алексеевича, принявшего дивизию 9 января.
За время оккупации района было расстреляно и замучено в газовых камерах 213 человек, из них 140 женщин, 40 мужчин и 33 ребенка до 14 лет.
Ведущий 1: Предки казаков полили земли Кубани потом и кровью, отстаивали ее пределы в битвах с врагами, сделали наш край Жемчужиной России. Казаки пронесли свои идеалы, патриотизм, святую веру отцов, честность, справедливость, доброту, человеколюбие, уважение к старшим, трудолюбие и воинское братство через всю войну.
Исполняется песня «Ты же выжил солдат»
3 воспитанник: Не дешевой ценой достается нам мир,
За него полегли на полях миллионы.
О наградах не думая, в огненный миг
Вызывали огонь на себя батальоны.
Никогда не забыть тех, кто спас этот мир,
Что война не игрушечный красочный тир.
И поэтому снова, встречая закат,
Часовые с тревогой в небо глядят.
Пусть как грома раскаты аккорды звенят,
Пламенеют закаты, птицы в небо летят
Обелисков гранит смотрит в синюю даль.
4 воспитанник: Пусть в стихах снова боль и печаль.
И не вянут цветы на могилах бойцов:
Человечество помнит о подвигах ратных.
И приходят сюда, чтобы вспомнить отцов,
О тяжелых минутах, годах безвозвратных.
Не имеем мы права сегодня молчать,
На ракеты не можем смотреть равнодушно
Чтобы мир защитить, взявшись за руки дружно,
Мы о прошлой войне не должны забывать.
Педагог – организатор: Слово предоставляется атаману ___________________
Выступает атаман
Ведущий 2: Память и правда - основа неразрывной связи времен и поколений. Защитники! Освободители! Спасители! Наш край пропитан традициями воинской доблести и уважения к подвигу милосердия и священной памятью о погибших. Низкий поклон рядовым воинам и командирам, жертвам войны и труженикам тыла, всем, кто до сегодняшнего дня числится без вести пропавшим …
Войну нельзя забыть. Хотя ради памяти тех, кто ценой тяжелых страданий, мук и даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!
Ведущий 1: Объявляется минута молчания
Минута молчания.
Педагог - организатор: Час атамана, посвященный дню освобождения станицы Тбилисской от фашистских захватчиков считать закрытым.
Атаман школы: Школа! К исполнению гимнов России и Кубани стоять смирно! (исполняются гимны) Вольно! Разойтись!
Сценарий часа атамана
«День Кубанского казачества».
Педагог – организатор МБОУ «ЦДОД «Казачок»
Тбилисского района, Краснодарского края
Гурина Валентина Николаевна.
Цель: ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, формирование гражданского, патриотического мышления у учащихся, гордость за достижения родного края, бережное отношение к историческому прошлому.
Оснащение: мультимедийная установка, флаги России и Кубани, выставка плакатов.
Построение казачьих классов.
Атаман школы: Школа! Внимание! К исполнению гимнов России и Кубани стоять смирно!
( исполняются гимны)
Атаман школы: Знамя школы внести!
(вносится знамя)
Атаман школы: Школа! Внимание!
Атаманам классов сдать рапорт.
Атаман класса: - Класс! Равняйсь! Смирно! (подходит к атаману школы)
- Атаман школы! Класс казачьей направленности___________ на час атамана в количестве _________ человек построен. Атаман класса ________________________________.
Атаман школы: - Вольно!
Атаман класса: (подходит к классу) - Вольно!
Атаман школы: - Школа! Смирно!
(обращаясь к атаману хуторского казачьего общества)
- Господин Атаман! Классы казачьей направленности на час атамана, посвященный 316 годовщине образования Кубанского казачества построены. Атаман школы ______________________
(атаман хуторского общества приветствует классы)
- Здравствуйте казачата!
Школа: Здравие желаю, господин Атаман.
Педагог- организатор: Час атамана, посвященный 316 годовщине образования Кубанского казачества считать открытым.
На часе атамана присутствуют гости:____________________________________
Ведущий 1: Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой,
земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?
Выходят ученики в казачьих костюмах
1й - Казак - полномерная воля,
2й - Казак - безоглядная доля,
3й - Казак - нерушимая крепь,
4й - Казак - не тупящийся меч,
1й - Казак - правды маяк,
2й - Казак - веры оплот,
3й - Казак - мужества грань,
4й - Казак - благородства дань.
Ведущий 2: Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»
1й - Возрождение казачества - это вовсе не ребячество.
И не вызов, и не месть, хоть униженных не счесть!
И убитых, и сирот, все стерпел Казачий род.
2й - Может в этом есть лихачество,
Но ведь здесь и суть казачества:
Никому не преклоняться, за родную землю драться.
Крепко Родину любить, если надо - защитить.
Честно жить, работать дружно,
Вот казачеству, что нужно!
Ведущий 1: Слово предоставляется атаману_____________________________
Выступает атаман хуторского казачьего общества
Ведущий 2: На протяжении многих веков быть казаком означало - быть патриотом, служить Отечеству, быть верным своему народу, хранить православную веру и традиции предков. Исторически так сложилось, что отстаивать интересы Родины стало для казаков и профессией, и образом жизни.
Атаман школы: Сегодня в день 316 годовщины образования казачества на Кубани, мы принимаем в свои ряды ребят из третьего класса. Эти мальчишки и девчонки своим примерным поведением, отличной учёбой доказали, что они по праву могут носить гордое звание, Казак или Казачка
Ведущий 1: Приглашаются учащиеся третьего класса
Выходят учащиеся третьего класса
Атаман школы: Школа, для принятия торжественной клятвы стоять смирно!
Учащиеся третьего класса произносят клятву.
Атаман школы: Отныне вы не просто мальчишки и девчонки, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки! Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда
казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.
Ведущий 2: Слово для поздравления предоставляется атаману хуторского казачьего общества.
Ведущий 1: Ответное слово предоставляется нашим казачатам.
1й - Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
2й - Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
3й - Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
4й Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
5й- Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
6й - Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
7й - Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
8й - Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.
9й - Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
10й - Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.
1й - Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Все вместе: Всем знакомы казаки.
Атаман школы: Юные казаки встать в строй.
казачата возвращаются в строй
Атаман школы: В честь юных казаков пусть прозвучит наше троекратное «Ура».
Ведущий 1: Кубанская земля познала много горестей и бед. Не обошло её стороной ни расказачивание, ни раскулачивание, ни Гражданская война, ни голод, ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. Но главное, чтобы не делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои всегда вкладывали душу.
1й - Кубань родная, нежно воспеваю
Великую красу твоей земли!
Земли святой от края и до края!
Моря, леса, поля, мой край, твои!
2й - Здесь небо над тобой светлей и выше
И звёзды светят ярче и луна…
Никто на свете краше не отыщет.
Тобой гордится целая страна!
3й - Твои поля пшеницы колосистой,
Твои сады, твой сладкий виноград.
На пьедестал всё будет возноситься,
Сверкая ярким золотом наград!
4й - Пою тебе любовь свою большую,
И музыка звучит в душе моей…
Кубань моя, душою всей прошу я
Цвети, родная, с каждым днём сильней.
Ведущий 2: Час атамана, посвящённый 316 годовщине Кубанского казачества, считается закрытым.
Атаман школы: Школа! К исполнению гимнов России и Кубани стоять смирно! (исполняются гимны) Вольно! Разойтись!
Сценарий
внеклассного мероприятия «Осенние казачьи посиделки»
Педагог – организатор МБОУ «ЦДОД «Казачок» Тбилисского района, Краснодарского края Гурина Валентина Николаевна.
Цель: формирование внутреннего, духовного мира воспитанников посредством знакомства с казачьими праздниками, традициями.
Дата проведения: 13.11.2015 года
Время проведения: 13.00 часов
Место проведения: актовый зал МБОУ «СОШ № 4»
Участники: воспитанники МБОУ «ЦДОД «Казачок» - обучающиеся 5 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9«Б» классов казачьей направленности на базе МБОУ «СОШ № 4».
Оснащение: интерьер казачьей хаты (лавка с домотканым ковром, прялка, стол с чугунком и деревянными ложками, рушники, вышитые салфетки)
Цель: формирование внутреннего, духовного мира воспитанников посредством знакомства с казачьими праздниками, традициями.
Ведущий 1: Здравствуйте, гости званные и желанные!
Ведущий 2: Добрый день! Мы рады приветствовать вас!
Ведущий 1: На Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые песни.
Ведущий 2: В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов и обычаев. Часто они связанны со временами года, с крестьянским трудом, с культом урожая. В них отражен уклад жизни нашего народа его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитание отцов и дедов.
Ведущий 1: Осень - замечательная пора, время сбора урожая, шумной весёлой ярмарки, дружных капустников, престольных праздников. В старину в это время провожали казаков в армию, а по станицам начинали звенеть шумные свадьбы. Женщины по вечерам собирались в чьей – либо избе на посиделки.
В хату заходит хозяин и хозяйка-казачка.
Хозяин: Эй люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть? Вам ли сегодня туманится, грустить да печалится?!
Хозяйка: Рады видеть вас в нашей хате на кубанских посиделках. У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
Девушка 1:Не беспокойся, хозяйка, мы дома не лежим и в гостях не стоим!
Девушка 2:Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Усаживайтесь гости поудобнее. Редкий гость никогда не в тягость.
Девушка 3: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.
Хозяин: Проходите, гости дорогие. Гостю почет, хозяину честь!
Девушка 3: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
Хозяйка: Припасли мы вам забавушек на всякий лад: кому- сказку, кому- правду, кому- песенку.
Хозяйка подходит к прялке. Надевает фартук. Подходят соседки.
Девушка 1: Что делаешь, соседушка?
Хозяйка: Я пряду нити из волокнистой кудели. Это прялка и веретено. Все это мне подарил папа, когда я была еще маленькой. Мама научила меня прясть.
Девушка 1: Смотрите, какой красивый узор на прялке. Это чтобы нитки были волшебными?
Хозяйка: И чтобы защищали человека от зла и берегли его. А в работе мне помогает покровительница прях – Параскева Пятница.
Девушка 2: А почему Параскеву прозвали Пятницей?
Девушка 1: В пятницу не пряди – отдохни. Даже прялку вынеси из хаты.
Девушка 2: Что будет, если будешь прясть в пятницу?
Девушка 1: Параскева так запутает кудель, что за неделю не распутаешь.
Исполняется песня «Пряха»
Девушка 3:А я больше всего люблю вышивать.4 декабря будет праздник «Введение в храм Пресвятой девы Марии». Хотите узнать об этом празднике?
Девушки: Да! Расскажи!
Девушка 3: Когда ей исполнилось 3года, ее родители отвели в храм по воле Бога. Там она учила закон Божий и обучалась рукоделию. Больше всего ей нравилось вышивать. Она была очень прилежной ученицей, и у нее все получалось. Обычно к этому празднику люди старались закончить начатые дела по рукоделию и ремеслам, чтобы порадовать Богородицу. Давайте и мы с вами поработаем.
Девушка 4: Мне бабушка рассказывала, что в давние, давние времена, если случалась какая-то беда в станице, в какой - то семье, то чтобы отвести беду от семьи, собирались все женщины станицы ткали и вышивали рушник в один день.
Хозяйка: Посмотрите подруженьки, какими нитками мой рушник вышит!
Девушка 5 :Рушник вышит черными и красными нитками.
Хозяйка: Что обозначают эти цвета?
Девушка 5: Красный цвет – символ любви и жизни. Черный цвет – символ земли. А птицы – это посланники солнца – это символ счастья.
Все девушки садятся вышивать. Исполняется песня «Прялица».
Девушка 3:А что вышито на этой салфетке?
Девушка 4: Цветок красный с корнями, цветами и бутонами. Это символ крепкой семьи. Корни - это дедушки бабушки. Цветы - это родители. Бутоны - это дети. В крепкой семье уважаю стариков, берегут родителей и любят детей.
Девушка 1: Мы пришли на посиделки, петь, шутить, играть, плясать.
Хозяюшка: Наша изба - ровно тепла.
Давайте в игру играть. Я буду загадывать загадки, а вы будете догадливы в отгадках.
- Новая посуда, а вся в дырах. (Сито, решето)
- Гибкий лес на плечи залез. ((Коромысло)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
- Йист, йист, не найистца. Накормишь живёт, напоишь – убьёшь (Огонь)
- Жовтый шар, сыпэ жар. (Солнце)
- Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
- Длинна дровыняка, в желизо нарядылась, в работе пригодилась. (Лопата)
Девушка 2: Хозяюшка в дому —
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подтирает.
Девушка 3: Как хлеб пошел, так пирог подошел,
А пирог подошел, так блин пошел,
А блин пошел, так и гость пришел
Хозяйка: Ну-ка, пойдите-ка, посмотрите. Кто к нам еще стучит.
Хлопцы: Добрым хозяевам доброго здоровьица.
Хозяйка. Проходите, гости дорогие. Расскажите, где бывали, что видали.
Хлопцы: Мы гуляли по базару.
Столько разного товару!
Булавки, иголки, стальные приколки.
За один пучок плати пятачок.
Есть красивые платки,
Расписные сундуки
И веселые гармошки
Хозяйка: Милости просим. Красному гостю - красное место.
А хлеб-соль по старинному, за хлебом-солью всякая шутка хороша.
Где потеснее, там и веселее.
Девушка 4: Вы послушайте, хлопцы, нескладушечку скажу. Вместо кренделя с баранкой проглотил мужик ду-ду.
Девушка 5: На заборе чепуха парила варенье, куры съели петуха в одно воскресенье.
Девушка 1: А у нас во дворе поросенок рылся, и нечаянно хвостом к небу прицепился.
Девушка 2: На березе, на снегу укусил комар блоху. Сидит заяц на березе, умирает со смеху.
Хлопцы:
Ну, девки, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано,
Да и где же это слыхано?
Чтоб вам жилось да богателось.
Эй девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки,
запевайте поскорей, чтобы было веселей.
Девушки исполняют «Частушки».
Девушки:
1. Пропоем мы вам частушки,
Замечательны - таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
2. Я работаю отлично,
И в труде примерная.
Если нужно на гулянье
Выхожу я первая.
3. Я сидела на лугу,
Шила юбку голубу,
Петухами, курами,
Разными фигурами.
4. Я надену бело платье,
Буду в нем красавица.
Пусть лентяи не подходят
Пока не исправятся.
5. Я сидела на комоде
Шила юбочку по моде.
По бокам карманчики,
Чтоб любили мальчики.
6. Танцевала, заморилась,
А вечеря разварилась,
Галушечки с молочком,
Пампушечки с чесноком.
7. У меня забавы две.
В том краю изтом,
Одного люблю зимой, А другого летом.
8. Через поле-люблю Колю,
Через два-Иванушку,
Через пять- люблю опять
Дорогого Санечку.
9. (Вместе) Старину мы уважаем
Старину мы бережем
О кубанском нашем крае
Песни звонкие поем.
Хозяйка: А давайте сыграем в игру «Калина-малина». Становитесь в пары, берите дуги в руки. Постарайтесь пройти под дугами, не задев калину.
Играют в игру
Хлопцы: Славно мы у вас повеселились, но пора и честь знать.
Пойдем всем расскажем, где были, что видели.
До побаченья!
Хозяйка: Спасибо гости дорогие вам за веселье.
Ведущий 1 Дорогие гости, мы сегодня вспомнили о том, как жили - не тужили в нашем крае, его традиции в осеннюю пору. Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Ведущий 2 Старина вся пронизана добром, любовью к тому месту, где ты родился и вырос, уважением к старшим. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.
Исполняется песня «Краснодарский край»
Сценарий
часа атамана «Казак – защитник Отечества» для классов казачьей направленности
Педагог – организатор МБОУ «ЦДОД «Казачок» Тбилисского района, Краснодарского края Гурина Валентина Николаевна.
Цель: знакомство с героическими страницами кубанского казачества;
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.
Атаман школы: Школа! Внимание! К исполнению гимнов России и Кубани стоять смирно!
( исполняются гимны)
Атаман школы: Знамя школы внести!
(вносится знамя)
Атаман школы: Школа! Внимание!
Атаманам классов сдать рапорт.
Атаман класса: - Класс! Равняйсь! Смирно! (подходит к атаману школы)
- Атаман школы! Класс казачьей направленности 9А на час атамана в количестве 23 человек построен. Атаман класса __________________________
Атаман школы: - Вольно!
Атаман класс: - (подходит к классу) Вольно!
Атаман школы: - Школа! Смирно!
(обращаясь к атаману хуторского казачьего общества)
- Господин Атаман! Классы казачьей направленности на час атамана «Казак – защитник Отечества», построены. Атаман школы ________________________
(атаман хуторского общества приветствует классы)
- Здравствуйте казачата!
Школа: - Здравие желаю, господин Атаман.
Педагог- организатор: Час атамана «Казак – защитник Отечества» в рамках оборонно-массовой и военно-патриотической работы и краевой акции «Летопись Победы», посвященной 70-летию Великой Победы считать открытым.
На часе атамана присутствуют гости:
Соболев Александр Иванович, председатель совета стариков Тбилисского районного казачьего общества,
Реснянский Борис Иванович, атаман Ванновского хуторского казачьего общества.
Широбоков Алексей Кузьмич, председатель ревизионной комиссии Ванновского хуторского казачьего общества.
Юрин Игорь Георгиевич,
Сердюков Константин Ибрагимович,
Потынский Василий Владимирович.
Ведущий 1: В годы Великой Отечественной войны миллионы людей встали на защиту своей Родины. В первых рядах были казаки. Впервые же часы войны вступили в бой с врагом донские, кубанские и терские казаки 6-го казачьего кавалерийского корпуса, 1, 2 и 5-го кавалерийских корпусов, многих отдельных дивизий.
В казачьих областях быстрыми темпами началось формирование новых кавалерийских дивизий. В июле 1941 г. в Северо - Кавказском военном округе главным образом из казаков было сформировано 15 таких дивизий.
Ведущий 2: Уже в конце июля они воевали на Западном и Южном фронтах. Всего до конца 1941г. на Дону, Кубани, Тереке и в Ставрополье было образовано около 30 новых кавалерийских дивизий.
В Уральском военном округе было сформировано более 10 таких дивизий, костяк которых составили уральские и оренбургские казаки. В казачьих районах Сибири, Забайкалья, Амура и Уссури из местных казаков создали 7 новых кавдивизий.
Десятки тысяч казаков, в том числе и те, кто был освобожден от службы по возрасту или состоянию здоровья, добровольно шли в образуемые казачьи полки народного ополчения и другие части.
Ведущий 1: Проводы Шабанова в казачью часть. Февраль 1942 г.
Казачьи сотни создавались колхозами, которые дали коней, седла, сбрую и казацкие клинки. Они же одевали казаков за свой собственный счет.
Так, казак донской станицы Морозовской И.А. Хомутов, будучи в весьма преклонном возрасте, добровольцем пришел в ополченский казачий полк вместе с двумя сыновьями – шестнадцатилетним Андреем и четырнадцатилетним Александром. Таких примеров было много.
Ведущий 2: Из казаков – добровольцев сформировали 116-ю Донскую казачью
добровольческую дивизию, 15-ю Донскую добровольческую кавалерийскую дивизию, 11-ю Отдельную Оренбургскую кавдивизию, три Кубанских добровольческих казачьих кавалерийских дивизии.
На начальном этапе войны казачьи кавалерийские части участвовали в тяжелых приграничных и Смоленском сражениях, в боях на Украине и в Крыму, в Московской битве.
Ведущий 1: Советские кавалеристы поят коней.
Эскадрон Усть - Лабинского района имел 200 казаков и 280 лошадей; Крыловского - 285 казаков и 364 лошади, Каневского района - 186 казаков и 270 лошадей.
Ведущий 2: Лев Михайлович Доватор.
В середине августа 1941 года из двух кавалерийских дивизий была сформирована конная казачья группа генерал – майора Л. М. Доватора. В её состав вошла и отдельная кавалерийская дивизия кубанцев.
Ведущий 1: В 1942г. Казачьи кавалерийские части героически сражались в кровопролитных Ржевско – Вяземской и Харьковской наступательных операциях.
В напряженных оборонительных боях на Кубани и в Ставрополье отличились казаки гвардейских 4-го Кубанского и 5-го Донского казачьих кавалерийских корпусов. Казаки других соединений геройски дрались в Сталинградской битве.
В 1943г. Казачьи кавдивизии принимали участие в освобождении Северного Кавказа и Украины. В 1944г. Они успешно действовали в Корсунь - Шевченковской и Ясско- Кишиненской наступательных операциях.
Ведущий 2: Казаки 4-го Кубанского, 2, 3 и 7 – го гвардейских кавкорпусов освобождали Белоруссию. Уральские, оренбургские и забайкальские казаки 6-го гвардейского кавалерийского корпуса наступали по Правобережной Украине и по территории Польши.
5-й Донской гвардейский казачий корпус успешно сражался в Румынии. 1-й гвардейский кавкорпус вступил на территорию Чехословакии, а 4-й и 6-й гвардейские кавкорпуса – в пределы Венгрии.
Ведущий 1: Позже здесь в важной Дебреценской операции особо отличились части гвардейских 5-го Донского и 4-го Кубанского казачьих кавкорпусов. Затем эти корпуса совместно с 6-м гвардейским кавкорпусом доблестно сражались в районе Будапешта и у озера Балатон.
Ведущий 2: Николай Яковлевич Кириченко.
В марте 1942г. из 2-х кубанских дивизий и 2-х донских был сформирован 17-й казачий кавалерийский корпус / так именовался 4-й гвардейский корпус до присуждения ему гвардейского звания /. Его первым командиром был назначен генерал-майор Николай Яковлевич Кириченко.
Ведущий 1: Памятник казакам-гвардейцам
Памятник казакам-гвардейцам сооружен на Кущевской земле. На автотрассе Ростов-Баку, на взгорье, недалеко от станицы Кущевской, гордо возвышается над степью памятник участникам 4-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.
Ведущий 2: Тутаринов Иван Васильевич. Сергей Ильич Горшков.
- Только за первый год войны Кубань дала фронту 600 тысяч бойцов, что составляет 20 процентов от взрослого населения края.
- 24 июля 1942 года немцы овладели Ростовом. Первый бой конного соединения 12-й Кубанской кавдивизии полковника И. В. Тутаринова и 15-й Донской кавдивизии полковника С. И. Горшкова был 27-29 июля в низовьях реки Кагапьник.
Ведущий 1: Исса Александрович Плиев.
Дважды Герой Советского Союза. Конная статуя Плиева, Владикавказ, Северная Осетия.
В конце февраля – начале марта 1944 года в труднейших условиях пурги и гололеда, а затем и весенней распутицы корпус совершает трехсоткилометровый марш от берегов Сиваша к Никополю и дальше через Днепр на запад. В районе между реками Ингул и Ингулец корпус принимает участие в ожесточенных боях по разгрому крупной вражеской группировки войск «возрожденной» 6-ой немецкой армии. Форсировав Южный Буг и ломая сопротивление
врага, корпус устремился на юго-запад и, совершив неожиданный для противника глубокий фланговый обход, 10 апреля ворвался на окраину города Одесса. Так корпус завершил знаменательное в его истории участие в борьбе за освобождение Украины.
Звание Героя Советского Союза за этот период сражений получили три доблестных воина корпуса.
Ведущий 2: Памятник кавалерийской дивизии. Па́вел Алексе́евич Бело́в
Монумент «Конникам генерала П. А. Белова» в посёлке Одоев, Тульская область.
Ведущий 1: Подвиг, достойный звания Героя совершил наш земляк Грецкий Владимир Иванович. Он родился 14.07.1912 года на хуторе Зайчанский ныне Тбилисского района Краснодарского края. На фронте с декабря
1942 года. Заместитель командира роты по политчасти 134-ого танкового полка (10гв. кавдивизия) младший лейтенант Грецкий В.И. во время боя 12.12.1942 года при атаке 18 средних немецких танков в районе Нортон (Курский район Ставропольского края) на Моздокском направлении подбил огнем своего орудия три немецких танка, уничтожил до 60 гитлеровцев.